Радиация, которую получили ликвидаторы аварии ЧАЭС, не вызывало мутации в ДНК их детей

У ученых есть предположение, почему так

Ученые из США и Украины выяснили, что полученная ликвидаторами аварии на ЧАЭС радиация не повлияла на развитие дополнительных генетических изменений у их детей.

Эти результаты могут развенчать страх, что дети тех, кто пострадал от радиации, обязательно иметь генетические заболевания, сообщает "Общественное". Исследование особенно важно для Японии, где не так давно произошла авария на АЭС.

Совместное исследование провели ученые из Национального научного центра радиационной медицины АМН Украины и отдела эпидемиологии и генетики рака Национального института рака США.

Они изучали геномы ликвидаторов аварии, людей, которых эвакуировали через несколько часов после нее, а также их детей, родившихся между 1987 и 2002 годами. В частности, в исследовании помогло то, что в архивах сохранились точные данные с дозиметров радиации ликвидаторов.

Ученые провели секвенирование геномов 105 родителей и 130 детей. Результаты показали, что у детей, пострадавших от радиации, количество генетических изменений (мутация de novo) была не более, чем в общей популяции.

Обычно родители передают детям от 50 до 100 таких мутаций, появляющихся в ДНК сперматозоидов и яйцеклеток. Эти мутации не обязательно вредны, хотя некоторые связанные с аутизмом и другими нарушениями развития.

Предварительное исследование на мышах показало, что потомство облученных родителей мало больше мутаций. Однако открытие ученых показывает, что дети ликвидаторов и пострадавших из-за аварии не было "дополнительных" мутаций.

Авторы исследования предполагают, это потому, что мышей облучали одиночными интенсивными всплесками радиации. Однако люди во время аварии на ЧАЭС подвергались облучению в течение нескольких часов, а то и дней. Так, говорят ученые, это могло позволить механизмам восстановления ДНК устранить избыточные мутации, прежде чем они передались детям.

Генетик из Лестерского университета в Англии Юрий Дуброва говорит, что это предположение является правдоподобным.

"Они могут быть правы. Мы не знаем, как долго половые клетки могут" историю мутагенного образа ", – сказал он.

Сейчас исследователи надеются отыскать более детей ликвидаторов, рожденных вскоре после аварии, в 1987 и 1988 годах, а также всех внуков. Они говорят, что результаты исследования «дают надежду» детям ликвидаторов аварии.

"По крайней мере их дети должны быть здоровыми, чем они", – говорит директор украинского научного центра Димитрий Базыка.

В частности, это исследование имеет важное значение для Японии, где только в 2011 году произошла авария на АЭС "Фукусима".

"В Японии и других странах до сих пор наблюдается нервозность последствий аварий", – говорит генетик Стивен чанок.

Напомним, что правительство Японии приняло решение сбросить очищенную радиоактивную воду с АЭС "Фукусима" в океан. Против этого выступают местные рыбаки и экоактивисты, но власть убеждает – жалко будет минимальной.