“Плащ-невидимка” – не совсем выдумка?

Кальмары вдохновили ученых на создание прозрачных человеческих клеток

Американские исследователи смогли сделать клетки человеческой почки прозрачными, воспользовавшись опытом кальмаров.

Об этом они рассказали в публикации в научном издании Nature Communications, отмечает "Общественное".

Они обратили внимание на то, что некоторые виды кальмаров способны делать свою кожу прозрачной. Речь идет, среди прочего, о виде Doryteuthis opalescens (кальмар перламутровый прибрежный), который может делать свою кожу прозрачной, чтобы не привлекать внимание хищников.

Обеспечивается это за счет специализированных клеток – лейкофорив, содержащие частицы, созданные из так называемых рефлектинових белков. В зависимости от расположения этого белка клетка может увести отражать свет, или пропускать его – таким образом, создавая иллюзию невидимости.

Кстати, кальмары могут управлять этим процессом за счет выделения специальной органического соединения – ацетилхолина.

Американские ученые попытались воспроизвести этот трюк кальмаров, вырастив клетки человеческой почки со способностью производить рефлектинови белки. Они группировались в цитоплазме клеток и, что интересно, формировали сфероподибни наноструктуры, которые равномерно распределялись по клеткам.

Далее ученые обнаружили, что с помощью солевого раствора (хлорида натрия) смогли изменить конфигурацию рефлективных белков, а следовательно – и способность клетки пропускать свет, делая ее то «цветной», то прозрачной. Чем больше соли, тем больше рассеивалось света – и тем менее непрозрачной была клетка, и наоборот.

По мнению исследователей, их открытие может помочь в создании живых тканей, через которые можно будет наблюдать неизвестные до сих пор процессы, а также в изобретении новых материалов. О "плащ-невидимку", правда, пока не идет.