Любимая ракета Зенит. Маск о космонавтике Украины – Korrespondent.net

Американский бизнесмен, чья компания успешно запустила пассажирский корабль к МКС, рассказал о роли украинских ученых в ракетостроении СССР.

Глава SpaceX Илон Маск заявил, что Украина сыграла ключевую роль в становлении советской космонавтики. Известно, что любимой ракетой-носителем американского инженера является Зенит, разработанный и сконструированный в Днепре. Корреспондент.net рассказывает подробности.

Маск защитил Россию в ответ на ее “пассивную агрессию”

3 марта к Международной космической станции впервые успешно пристыковался корабль Crew Dragon, разработанный компанией SpaceX для доставки астронавтов на МКС. 8 марта космический грузовик вернулся на Землю.

Сейчас экипажи на станцию доставляют исключительно российские ракеты Союз и успех корабля Илона Маска грозит обернуться многомилионными потерями для космической отрасли России. Подробно в материале Замена ракет Союз: успех корабля Илона Маска.

Накануне запуска Россия засомневалась в новой системе автоматической пристыковки Crew Dragon и несколько дней обдумывала доводы NASA. От России согласие было получено за три дня до старта.

Несколько недель назад глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что SpaceX вряд ли сможет делать ракетные двигатели лучше, чем Россия, поскольку “Маск не специалист в этом деле”.

“Он просто не понимает, о чем здесь речь”, – сказал Рогозон.

На это Маск ответил в своем микроблоге в Twitter: “Я работаю главным инженером/конструктором в SpaceX с первого дня”.

Американские СМИ были также возмущены тем фактом, что Роскосмос сообщил, только о новых российских противогазах, которые впервые были надеты в момент пристыковки Crew Dragon к МКС, но о самом корабле или участии SpaceX ни слова.

Позже российские СМИ писали о “высоких концентрациях” изопропилового спирта на борту после прибытия Crew Dragon. На самом деле концентрации были довольно низкими и вскоре сошли на нет.

Пресса США пишет об обиде России, которая останется позади, и припоминает слова Рогозина, советовавшего NASA отправляться в космос при помощи батутов.

На гневные публикации американских изданий Маск ответил, что в России “замечательное ракетостроение и лучший двигатель, который сейчас летает”.

В комментариях ему напомнили, что российское ракетостроение происходит из ракетостроения СССР, которое, в свою очередь, зиждется на работах украинских ученых и инженеров, а “за 28 последних лет Россия не совершила космической революции”.

В ответ глава SpaceX написал: “Украина действительно сыграла основную роль”.

 

на тему “Илон Маск любимой ракетой назвал Зенит. Есть ли сходство между Зенитом и Falcon 9”.

Пользователи сошлись на том, что сходств между ракетами много – двухступенчатые, летают на одном топливе, похожи внешне и одинаковы по мощности.

 

Самая совершенная ракета

Конструкторское бюро Южное, расположенное в Днепре, в 1974 году начало разработку ракеты-носителя, которая по мощности должна была превзойти Циклон-3. Новый носитель создавался под руководством ученого Владимира Федоровича Уткина.

Замысел предусматривал создание ракеты-носителя, обладающей, в первую очередь, уникальными эксплуатационными свойствами:

  • возможностью заблаговременной подготовки к применению с последующим длительным нахождением в готовности к пуску;
  • высокой оперативностью пуска (за время не более полутора часов после получения команды);
  • высокой экологической “чистотой” и нетоксичностью всех используемых компонентов и газов;
  • высокой безопасность проведения всех пусковых работ путем реализации концепции “безлюдного” старта;
  • возможностью транспортировки по железной дороге полностью собранных ступеней без остановки встречного движения и т.д.

Уткин с макетом Зенита

Первоначальными планами предусматривалось создание комплекса Зенит только на космодроме Плесецк в Архангельской области. Однако в тот период все строительные мощности специализированных организаций сосредоточивались на космодроме Байконур, “зенитовский” старт был быстро именно там. Плесецкий старт Зенита так и не достроили.

Летные испытания носителя начались в марте 1985 года. Длительный срок разработки ракеты объясняется главным образом трудностями с созданием беспрецедентно мощных двигателей.

Первый пуск был назначен ан 12 апреля – в День космонавтики. Утром того дня в столовой гостиницы КБЮ на 43-й площадке во время завтрака под Уткиным вдруг разламывается на части стул, что считается плохой приметой.

В тот день пуск не состоялся из-за технических проблем на космодроме и был перенесен на 13 число. В ходе первого полета произошла авария на 410 секунде полета, хотя цель первого пуска – уход со старта – была достигнута.

Авария Зентиа 1990 год

Из тринадцати первых пусков три были аварийные. Научно-технический совет космодрома дал отрицательное заключение по результатам летных испытаний.

При пятнадцатом пуске 4 октября 1990 года произошла крупная авария. Из-за отказа на третей секунде полета маршевого жидкостного двигателя первой ступени Зенит упал в газоход пускового устройства, взорвался и полностью разрушил старт, который не был восстановлен.

Потребовалась срочная доработка ракеты и, прежде всего, маршевого ЖРД первой ступени. На это ушло около двух лет.

Свое название Зенит носитель получил позже, когда стал вопрос о выходе на коммерческое использование. До этого она именовалась РН 11К77.

Сейчас Зенит может использоваться в разнообразных конфигурациях: двухступенчатом, трехступенчатом, в вариантах морского и наземного стартов, с разгонными блоками ДМ-SL и Фрегат, что значительно расширяет возможности его применения.

Как обмечается на сайте КБ Южное, второе рождение Зенита на Байконуре состоялось в проекте Наземный старт 28 апреля 2008 года и ознаменовалось успешным запуском на орбиту израильского КА AMOS-3 в облике трехступенчатого носителя Зенит-3SLБ на модернизированном комплексе Зенит-М.

“Ракеты Зенит – это самые совершенные в мире ракеты, использующие нетоксичные компоненты топлива (жидкий кислород и керосин РГ-1). Они совершенны во всем, особенно по компоновке и заложенным в них технологиям. Они пока не летают, хотя мы можем их запустить с рабочего комплекса Байконур и с плавучего космодрома Морской старт”, – говорил в 2016 году в одном интервью начальник отдела научно-технической информации КБ Южное Александр Логинов. 

Плавучий космодром Морской старт – это бывшая норвежская нефтяная платформа, которую адаптировали, построив специальное командное судно.

Космодром размещен в акватории Тихого океана, где имеются наилучшие условия для запуска ракеты-носителя благодаря максимально эффективному использованию скорости вращения Земли.

 

Модификации, пуски и новые заказы

Различные модификации Зенита производились в условиях российско-украинского технологического взаимодействия на производственном объединении Южный машиностроительный завод им. А. М. Макарова (Южмаш) в Днепре.

Путин и Кучма на Южмаше / EPA

С 2015 производство ракет Зенит приостановлено.

Зенит-2SLБ – двухступенчатая модификация. Окончательная конфигурация ракеты в запусках не использовалась.

Зенит-3SL – трехступенчатая модификация. Используется в программе Морской старт. 

Зенит-3SLБ – модификация ракеты Зенит-3SL, доработанная под применение на Байконуре и использующая только российско-украинские комплектующие. Первый пуск состоялся 28 апреля 2008 года.

Запуск Зенита с Морского старта

Зенит-3SLБФ – модификация ракеты Зенит-2SLБ/Зенит-3SLБ. Предназначена для запусков с космодрома Байконур. Первый пуск состоялся 20 января 2011 года.

По состоянию на 11 декабря 2015 года осуществлено 83 запусков, из которых:

– 70 успешных

– 4 частично успешных

– 9 неудачных.

За годы независимости Украины осуществлено 20 пусков.

2 июня 2017 года стало известно, что Южный машиностроительный завод заключил контракт с российской компанией S7 Sea Launch на производство и поставку 12 ракет-носителей Зенит. 

“Контракт предусматривает изготовление 12 ракет-носителей для использования в программах Морской старт и Наземный старт”, – говорилось в сообщении Южмаша.

Также Южмаш сообщил, что сейчас в производстве находится две ракеты Зенит-3SLБ и Зенит-3SL.

“Подписанием этого контракта сделан большой шаг в преодолении глубокого кризиса, в котором пребывал Южмаш начиная с 2013 года”, – отмечается в сообщении.

В Южмаш уточнили, что портфель заказов предприятия на ближайшие годы превышает 350 миллионов долларов, среди основных заказчиков – компании из США, Италии, Индии и Южной Кореи.

Кроме того, в конце прошлого года СМИ узнали, что российская ракетно-космическая корпорация Энергия ведет переговоры с украинским конструкторским бюро Южное о запуске спутника Angosat-1 для Анголы.

Российская сторона хочет запустить ангольский аппарат с помощью украинской ракеты-носителя Зенит в рамках программы Морской старт.

Angosat-1 на орбиту должен был вывести новейший российский носитель Ангара. Но он еще не готов, поэтому корпорация вернулась к изначально рассматривавшемуся варианту – Зенит.

По данным СМИ, единственный доступный для запуска Зенит хранится на космодроме Байконур. Однако срок операционной гарантии истек, поэтому необходим ремонт при участии украинских специалистов.

В 2018 году российская компания S7 Space стала владельцем проекта Морской старт, в рамках которого .

В S7 говорили, что заменят украинские ракеты, однако новая российская ракета-носитель Союз-5 находится еще в разработке, ее испытания намечены на 2024 год. Компания планирует пока летать на Зенитах.

 

Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet

Источник: korrespondent.net

.

No votes yet.
Please wait...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *