ГМО-дети и нейтрино из космоса. Итоги науки-2018 – Korrespondent.net

Подводим научные итоги года: генное редактирование, комические лучи, прорывные методы в медицине и раскрытие загадок далекого прошлого.

Ученые в 2018 году сделали немало громких открытий, исследований с большим потенциалом и шокирующих экспериментов. Уходящий год можно назвать годом стремительного развития и применения технологий генного редактирования. Корреспондент.net рассказывате о самых главных научных открытиях 2018 года.

Новый способ РНК-секвенирования

Эмбрион рыбы Данио-рерио / Harvard University

Для изучения функционирования генов применяется обычное РНК-секвенирование. Метод определяет и подсчитывает разные молекулы РНК в участке ткани. Это позволяет понять активность синтеза в том или ином участке ДНК.

У этой технологии есть требования к минимальному размеру образца, поэтому в экспериментах получают усредненные результаты от группы клеток. Но этот метод не работает, если речь идет всего о нескольких клетках эмбриона.

Новый метод РНК-секвенирование отдельных клеток применили для тысяч клеток одновременно на примере развития эмбрионов дрозофилы и нематоды.

Ученые научились разбирать живой организм на отдельные клетки и определять их РНК-последовательности, а затем разбираться откуда какая клетка пришла и “собирать” картинку обратно.

Авторитетный журнал Science назвал этот метод главным научным прорывом 2018 года огромным потенциалом в будущих фундаментальных исследованиях и медицинской сфере.

Гигантский кратер в Гренландии

Деформированные частицы кварца / Natural History Museum of Denmark

Ударный кратер под ледником Гайавата на северо-западе Гренландии нашли с помощью серии радарных аэросъемок местности, проведенных в 1997-2016 годы. Диаметр кратера составляет 31 километр, глубина – около 320 метров. Он покрыт 930-метровым слоем льда.

Теоретическое открытие сделали специалисты из музея естествознания Дании, а затем к месту находки была отправлена экспедиция. Международная команда ученых собирала для анализа образцы горных пород: микроскопические зерна кварца, плагиоклазов, ильменита и других минералов.

Исследование пород показало, что кратер такого размера мог быть сформирован метеоритом диаметром около 1,5 километра, летевшим со скоростью 20 километров в секунду.

Особую важность открытию придает состав метеорита. В 92 процентах случаев на Землю падают каменные метеориты. Данное небесное тело является редчайшим железным метеоритом.

Точный возраст кратера не установлен. Однако его форма и степень эрозии позволяют говорить о периоде не старше 50 миллионов лет назад.

В дальнейшем ученые планируют точнее определить возраст кратера, чтобы оценить влияние метеорита на климат Земли. Оно могло быть значительным, как минимум, для Северного полушария.

“Поимка” нейтрино

Схема образования потока нейтрино и гамма-квантов от блазара / NSF

Несколько международных коллективов физиков и астрономов рассказали об очень редкой находке – источнике нейтрино высоких энергий (нейтральная фундаментальная частица). Им оказался блазар TXS 0506+056. Блазары – одни из самых энергетически мощных явлений во Вселенной, и они являются важным предметом изучения астрономии.

В сентябре 2017 года физикам удалось зафиксировать рост гамма-активности этого блазара и прилет на Землю нейтрино с энергией порядка 300 тераэлектронвольт примерно из той же области неба.

“Ящик Пандоры открыт, но мы можем еще закрыть его, пока не слишком поздно. Это просто нечестно по отношению к тем китайским исследователям, которые защищают трудолюбие и инновации, основанные на научной этике”, – говорится в письме.

Западные ученые называли работу Хэ “бессовестным экспериментом над людьми”, который нельзя оправдать ни с этической, ни с моральной точки зрения.

Science назвал рождение детей с отредактированным геномом провалом года из-за “несанкционированности и преждевременности”.

Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet