Что у черной дыры? Астрономы получили подробные снимки “сердечника” Млечного Пути

Телескоп Европейской южной обсерватории Very Large Telescope Interferometer (ESO’s VLTI) в Чили сделал глубокие на сегодняшний день и четкие снимки области вокруг сверхмассивной черной дыры в центре нашей Галактики.

Об этом сообщает Укринформ со ссылкой на сайт обсерватории.

Новые изображения, полученные с детализацией в 20 раз выше, чем ранее сделанные из VLTI, позволили астрономам найти вблизи черной дыры не обнаруженную ранее звезду. Измеряя орбиты звезд в центре Млечного Пути, исследователи с высокой точностью определили массу черной дыры.

Последние результаты, полученные директором Института внеземной физики Макса Планка (MPE) в Гархинге Райнхардом Генцелем и его группой, были опубликованы в двух статьях в журнале Astronomy & Astrophysics.

В поисках новых звезд в близкой окрестности черной дыры группа под названием «Колаборация GRAVITY» разработала новый метод анализа, позволивший астрономам получить самые глубокие и подробные на сегодняшний день изображения центра нашей Галактики.

Одним из результатов, демонстрирующих эффективность разработанных методов отыскания очень слабых объектов вблизи Стрельца A*, стало обнаружение незарегистрированной звезды S300.

В ходе последних наблюдений, выполненных с марта по июль 2021 года, группа сосредоточилась на точных измерениях движений звезд, сближавшихся с черной дырой, в том числе приближавшейся к ней звезды S29 на рекордно близкое расстояние в конце мая 2021 года.

Звезда с огромной скоростью 8740 километров в секунду прошла от черной дыры на расстоянии всего 13 миллиардов километров – примерно в 90 раз дальше, чем расстояние между Солнцем и Землей. Никакая другая мчащаяся с такой огромной скоростью звезда еще не наблюдалась на таком близком расстоянии от черной дыры, говорится в публикации.

"Отслеживание движения звезд по орбитам вблизи объекта Стрелец A* позволяет нам точно измерять параметры гравитационного поля вокруг ближайшей к Земле сверхмассивной черной дыры, тестировать общую теорию относительности и определять физические параметры черной дыры", – объясняет Генцель.

Новые наблюдения в сочетании с ранее полученными группой данными подтверждают, что звезды вращаются вокруг черной дыры в точном соответствии с предсказаниями общей теории относительности для объекта с массой 4,30 миллиона солнечных масс. На сегодняшний день это самая точная оценка массы черной дыры в центре Млечного Пути. Исследователи также сумели уточнить расстояние до Стрельца A* – 27 тысяч световых лет.

Чтобы получить новые изображения, астрономы использовали метод машинного обучения, называемый теорией информационного поля. Они построили модель того, как могут выглядеть реальные источники, промоделировали возможное отображение детектором GRAVITY и сравнили полученные симуляции с реальными наблюдениями GRAVITY. Такой подход позволил с беспрецедентной проницаемой силой и точностью находить и отслеживать вращающиеся звезды вокруг объекта Стрелец A*.

В дополнение к наблюдениям с GRAVITY, группа использовала данные, полученные с двумя бывшими приемниками VLT, NACO и SINFONI, а также измерения, выполненные в обсерватории Кека и обсерватории Gemini, принадлежащей NOIRLab в США.

Напомним, что человечество впервые "прикоснулось" к Солнцу – зонд NASA пролетел через "корону"