Игорь Кононенко: “Работаем над ошибками и перезагрузкой партии”

Подводим итоги избирательной кампании Петра Порошенко с одним из его ключевых соратников. Первый зампред фракции БПП — об ошибках, главных достижениях и политическом будущем президента Украины

— Игорь Витальевич, президентская кампания Петром Порошенко проиграна. Почему так случилось? Почему тезис “Армія, мова, віра” оказался актуален только для Львовской области, диаспоры и Антарктиды?

— Да, следующие пять лет Украина проведет с новым президентом. Хочу подчеркнуть, что впервые в истории Украины действующий президент уже поздравил и признал победу своего оппонента. Это мировая практика, но у нас в стране это впервые. Более того, все международные наблюдатели и европейские лидеры подчеркнули, что президентские выборы в Украине прошли без нарушений. По их словам, Украина здесь даже может стать примером для Европы. Считаю, что это главное достижение выборов, несмотря на то, что буквально с первого дня кампании нас пугали всякими сетками, пирамидами, фальсификациями, нагнеталась истерия. Мы считаем, что это часть грязных технологий, чтобы понизить, в том числе, и наш рейтинг.

А теперь о результатах. Вы же согласитесь, что за эти пять лет сделано достаточно много? Но значительная часть реформ были непопулярными, и мы тут не первопроходцы. Так же было и в Польше, где понимание необходимости реформ пришло через годы после их проведения.

Безусловно, на результате сказались тонны черного пиара и грязи, которые выливались на нашего кандидата. Во-первых, тут совпали интересы России – страны-агрессора, которая вкладывала в это значительные ресурсы. Негатив, который нагнетался с экранов телевизоров, соцсети, где массово создавались “ботофермы”, чтобы распространять фейки, в том числе и российские, дискредитируя не только президента, а всю власть в Украине в целом… Во-вторых, совпали интересы ряда украинских олигархов, которые недовольны действиями власти за предыдущие пять лет.

В-третьих, выборы показали, что люди недовольны темпом реформ и изменений в стране. Есть вещи, которые напрямую не связаны с действиями президента, но украинцы посчитали, что… 

— …посчитали, что президент виноват в повышении тарифов и росте цен?

— Да, это касается тарифов, пенсионной и ряда других реформ, которые, к сожалению, еще не заработали в полную силу. Многие не понимают, что за тарифы и цены президент не отвечает. Это прерогатива правительства, которое, по Конституции, формируется коалицией после парламентских выборов. Наш безусловный успех — это децентрализация. Но, к сожалению, количество новосозданных территориальных громад у нас еще недостаточно. Как глава областной парторганизации, я много езжу по Киевской области. В какую новую громаду ни заедешь, уже другое отношение к власти, они мыслят по-другому, у них нет такого патернализма, что центр им все должен. Они говорят, что ряд вещей уже делают сами, а просят, скорее, о принятии каких-то законов, указывают, где есть лишняя бюрократия.

— То есть уже удочка, а не рыба?

— Да, вы абсолютно правы. Там, где громады не объединились, настроения другие. Там люди думают, что вся власть плохая, а если придут новые, не важно кто, им все дадут. Ведь многие на этих выборах, на самом деле, голосовали больше эмоционально и скорее “против”, а не “за”. 

— Что дальше? Порошенко заявил, что не уйдет из политики. Ходили слухи, что будет создана новая проевропейская партия, которую он возглавит. 

— Это предмет дискуссий внутри партии. Более того, что произошло между первым и вторым туром? Абсолютно неожиданно нас стали поддерживать, и к нам готовы присоединиться новые люди, которые до этого занимали нейтральную позицию или даже критиковали нас. Причем не “за Порошенко”, а на основе идеологических принципов по стратегическому вектору движения страны. Поэтому волну, которая пошла, мы намерены удержать. Сейчас наша команда проводит работу над ошибками, результат выборов показал, где у нас слабые места. Мы готовимся к съезду. Могу проанонсировать полную перезагрузку нашей партийной вертикали, исходя как раз из идеологических принципов. На сегодняшний день мы, по сути, единственная в чистом виде идеологическая партия. 

— Нужно ли сейчас создавать новую партию? Не поздно? Парламентские выборы не за горами.

— Два года назад велись переговоры о создании объединенной партии, по сути, на тех же принципах. Но они не увенчались успехом. Не знаю, помогло ли бы это в президентской кампании, но то, что сегодня мы бы имели более качественную партийную структуру, это факт. Петр Порошенко анонсировал, что мы хотим объединить все проевропейские силы. Всех общественных деятелей и организации, политиков и экспертов, которые исповедуют те же принципы, что и мы, приглашаем совместно идти на выборы.

— Считаете ли вы нынешнюю модель парламентских выборов удачной? Есть политики, которые говорят, что надо отказаться полностью от мажоритарной системы, как рассадника коррупции, и перейти на пропорциональную с открытыми партийными списками.

Хочу напомнить, что во Франции и Великобритании стопроцентная мажоритарка, а не как у нас 50/50, и почему-то в этих странах она рассадником коррупции не является. По крайней мере, об этом никто не говорит. Потому я думаю, что это искусственный ярлык, который кем-то по какой-то причине повешен.

Будучи сторонником унитарного государства, я не голосовал за принятый в первом чтении Избирательный кодекс по одной простой причине: там заложены региональные списки. Это сразу же стимул для создания региональных партий, затем последует федерализация страны. Я достаточно хорошо знаю европейскую историю и пример бывшей Югославии.

В целом же избирательных систем с открытыми списками в мире более 20. И закон, который работал на местных выборах в 2015 году, это тоже открытые списки. Я тогда руководил штабом нашей партии в целом по стране, потом участвовал в формировании наших фракций на всех уровнях, и очень хорошо помню, как абсолютно все политсилы признали, что этот закон неоптимальный. И сейчас есть общее желание до следующих местных выборов его изменить.

Сама же идея пропорциональной системы с открытыми списками хорошая, я ее поддерживаю. Но какой ее вид подходит именно Украине, нужно садиться и анализировать. В Избирательном кодексе, который уже принят в первом чтении, есть много хороших вещей. Но в региональных списках я вижу опасность для Украины повторить путь Югославии.

— А сокращение количества депутатов поддерживаете?

Я сторонник сильной президентской вертикали – это моя личная позиция. Поэтому мне больше импонирует американская модель. К тому же, судя по результатам этих выборов, у нас за все якобы отвечает президент: тарифы, дороги, неубранный мусор в подъезде… В голове у людей выстроена такая идеологема. Можно идти против этого, объясняя, за что на самом деле отвечает президент, а можно принять позицию людей, которые хотят видеть во главе государства сильную фигуру, которая принимает решения, и за эти решения отвечает. Поэтому я сторонник американской модели с сильной президентской вертикалью.

— И двухпалатного парламента?

Совершенно верно, где будет аналог Сената, куда люди будут избираться по стопроцентной мажоритарке от регионов. А пропорциональную систему с открытыми списками применять к выборам в нижнюю палату. В рамках этой реформы идет снижение количества депутатов – я это поддерживаю. То есть, депутатов может быть меньше при изменении модели. Но есть разные точки зрения. Как вы знаете, у нас есть и сторонники чисто парламентской республики…

— Как бы вы подвели итоги президентства Петра Порошенко? Вы уже сказали об удачной децентрализации. Что еще? 

— С моей точки зрения, а я больше работаю в поле, именно децентрализация стала базовой реформой. И, кстати, в Украине она идет быстрее, чем в Польше, которая не так давно прошла тот же путь реформ. Ведь мы часто сравниваем себя с Польшей, и это правильно: примерно такая же по площади и населению страна, примерно с теми же исходными данными, но с одним большим отличием – мы проводим реформы во время войны с Россией. В Польше децентрализация длилась более 10 лет. Украина же только за 4 года показала блестящие результаты, и если не сбавлять темпов, то очередные местные выборы в 2020 году пройдут уже на новой территориальной основе. А полностью закончить децентрализацию мы сможем за 6—7 лет, то есть, быстрее, чем в Польше. 

Программа реформирования сельской медицины, в рамках которой в селах появляются новые амбулатории и ФАПы, — это тоже инициатива Порошенко. Его безоговорочная заслуга — возрождение армии. По-моему, это никто не оспаривает. Не мне вам рассказывать, в каком состоянии были наши ВС в 2014 году — голые, босые и беззащитные. Создание международной проукраинской коалиции — еще одна заслуга Порошенко. Согласитесь, что, наверное, это впервые, когда президент выступал на международной арене, и нам не просто не было стыдно, а наоборот, переполняло чувство гордости. Давайте поговорим о безвизовом режиме. Хотя сейчас уже начинают говорить, что безвиз нам как-то сам собой достался, мол, заслуги Порошенко здесь нет… А вы думаете, россиян не злит, что украинцы ездят в Европу по биометрическим паспортам, а они должны выстаивать очереди в посольствах за визами? 

— Вас называют серым кардиналом Петра Порошенко. Вы знакомы еще с армии. Скажите, за эту предвыборную гонку отговаривали ли вы лично его от каких-то поступков?

— Вы читали последнюю книгу Владимира Горбулина? Он там, кстати, пишет, что его в свое время тоже называли “серым кардиналом”. У нас журналисты иногда любят раздувать из мухи слона. Ну какой я серый кардинал? И, знаете, если бы журналисты, которые так меня окрестили, хоть раз поехали со мной на встречу к людям в село, такие бы сравнения точно отпали.

Что касается Петра Алексеевича, с одной стороны, он умеет слушать и слышать, а с другой, он всю информацию пропускает через себя, формируя свое решение. Но, безусловно, он командный игрок.

— Можно ли его переубедить, если он уже принял решение?

— Да, конечно, но аргументы должны быть очень весомыми. Что важно, и что характеризует Петра Алексеевича, — он любит профессионалов. У него секторальное мышление. Он предпочитает общаться на конкретную тему с конкретным специалистом по этой теме. То есть, от человека, который занимается информационной политикой, он, скорее всего, не воспримет аргументы по экономике и новациям в бизнесе, и наоборот. 

— Игорь Витальевич, расскажите немного о себе: о семье, о хобби, если есть, о спорте, домашних животных…

— Я женат более 30 лет, у меня трое детей, сын и две дочки, есть уже и невестка, надеюсь, скоро будет внук… Живем все вместе (кроме младшей дочери, которая учится за границей). Я считаю, что большая семья при наличии возможности должна жить вместе. Хотя бы раз в неделю мы собираемся за одним большим столом, для меня это очень важно.

Есть домашние животные, собака и кот. Они, увы, между собой не дружат, гоняются друг за другом, за этим любопытно наблюдать. Впрочем, я раньше был противником того, чтобы завести кота, но супруга поставила меня перед фактом. Я как-то, как обычно поздно, вернулся домой с работы, увидел кота. Спрашиваю жену, мол, как же так, я был против! Она отвечает: А тебя все равно по вечерам нет дома, так хоть с котом веселее… Но очень быстро кот стал домашним любимцем у всей семьи. Кота зовут Бакс, собаку — просто Гоша. Она весьма редкой породы, родезийский риджбек (порода, родственная гончим псам. — Авт.). Ее еще называют “львиная собака”, достаточно большая, ярко-рыжего окраса. Кот живет в доме, там они с собакой конфликтуют за территорию, кто главный. Гоша – на территории участка и тоже дома, как любимца не впустить, если он стоит под дверью, скребется и просится?

Со спортом я дружу всю жизнь. Став депутатом, и перестав заниматься бизнесом, сосредоточился, помимо политики, на спортивных проектах. Впрочем, клуб “5-й элемент” и Международную теннисную академию я основал еще до своего депутатства. Затем занялся кортами “Теннисная арена МТА” возле аэропорта “Киев”. Там была интересная история с выделением участка под корты. Когда это решали на сессии Киевсовета, некоторые депутаты заявляли, мол, Кононенко хочет забрать землю и построить там какие-то дома, что-то еще такое… А на самом деле этот участок был очень запущенный.

Я встретился тогда с группой депутатов Киевсовета, показал фотографии: вот как выглядит этот участок сейчас, везде запустение и мусор, вот то, что я хочу сделать, проект. И заявил им: вы или голосуете за выделение земли под корты, или я у каждого подъезда в районе Жулян установлю по два билборда, и напишу, что, уважаемые жители, это вы могли бы иметь в своем районе, но его не будет благодаря… И перечислю все фамилии депутатов, отказавшихся поддержать проект, причем буду держать эти борды года два-три.

Тогда мне говорят: Ладно, мы поддерживать не будем, но и голосовать против не станем. Я не согласился: или весь зал поддерживает, или поступлю так, как сказал. Для меня это не коммерческий проект, это нужно людям! В итоге участок выделили, сейчас там уже 13 кортов.

Есть идея еще сделать мультиспортивную арену с трибунами на 2000 зрителей, развиваемся. В дневное время там действуют льготы для детей, а в Теннисной академии занимаются 600 детей. Сами понимаете, это не могут быть дети элиты, это для всех киевлян. Я увлекался вольной борьбой, в последнее время — фитнесом, сейчас конкретно — кроссфитом (круговая тренировка, выполнение определенных упражнений за минимальное время. — Авт.). Времени у меня мало, так что порой говорю тренеру: надо уложиться в 40 минут, так, чтобы я сбросил 2—3 кг веса! Он: а можете на ночь не есть? Я: нет, прихожу поздно, день голодный, так что наедаюсь… Все же несколько раз в неделю тренируюсь.

Книги читаю сразу несколько штук одновременно. Есть и электронные книжки, но дома предпочитаю бумажные. Люблю фантастику, хорошего качества детективы, остросюжетные книги, например, авторства Артура Хейли… Нравятся книги достаточно сложные. Вот ныне читаю Жана-Поля Гранже. Произведения идут медленно, требуют осмысления. Раньше при поездке в командировку полчемоданчика занимали книги, три, как минимум. Сейчас можно обойтись электронной. Книги покупаю сам на Петровке в Киеве, даже если понравившаяся у меня есть в электронном варианте, увидев на прилавке томик, обязательно куплю. У меня хорошая домашняя библиотека.

— Есть ли предпочтения в еде и напитках?

— Моя жена очень хорошо готовит, любит этим заниматься. Но за много лет наша кухня постепенно трансформировалась от классической украинской (борщ, сало, картошка и т. д.) к экспериментальной, даже с восточными блюдами. Диеты мы не придерживаемся, но стараемся держать себя в форме, потому на столе нет хлеба, сливочного масла, минимум соли. Я почти никогда не обедаю, просто некогда, потому ужин плотный: миска салата, кусок мяса или рыбы, бокал-два вина… Крепкие напитки не люблю, но иногда приходится выпить рюмку в компании, где иначе считают за обиду.

— Кто вас одевает: жена, модельер? Или сами выбираете одежду?

— Я жутко не люблю ходить по магазинам, меня туда иногда просто затягивает жена, мол, тебе уже нечего носить, пошли! Это если обязательно нужно мерить. А часто покупает сама, без меня. Словом, за моим гардеробом следит супруга.

Напомним, ранее "Сегодня" писали о том, что у Порошенко анонсировали праймериз перед выборами в Раду. Глава государства намерен с новыми лицами в своей команде идти на парламентские выборы.

Также недавно появилась жесткая реакция Порошенко на предложение Путина выдать российские паспорта для жителей Донбасса. Украинский президент считает, что Кремль готовится аннексировать Донбасс или создать анклав в Украине. 

Источник: www.segodnya.ua

No votes yet.
Please wait...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *